Новая редакция 10-го раздела ТК РФ

1 марта 2022 года вступит в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 311-ФЗ, которым корректируется целый ряд положений Трудового кодекса, регулирующих отношения в области охраны труда. Изменения предполагают:

  • систематизацию и уточнение существующих норм и понятий:

  • подробно, например, расписываются полномочия Правительства РФ, федеральных и региональных органов власти в части государственного управления охраной труда, основные принципы обеспечения безопасности труда, уточняются определения таких понятий, как средство индивидуальной защиты и средство коллективной защиты, профессиональный риск, управление профессиональными рисками и т. д.

  • закрепление в ТК РФ новых требований в сфере охраны труда.

Требования ТК РФ, как и сейчас, будут детализированы в его подзаконных нормативных актах, которые вступят в силу вместе с новой редакцией ТК РФ, с 1 марта 2022 года (проекты, возможно, позже).

Минтруд России утвердил (но в некоторых случаях, это еще проект) 15 законопроектов, детализирующих нововведения:

  1. «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.10.2021 г. № 765н, зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2021 г. N 66437).

  2. Приводятся типовые формы:

    • заявлений на проведение государственной экспертизы условий труда;

    • запроса документации у работодателя, рабочие места которого являются объектом государственной экспертизы условий труда;

    • запроса документации в судебном органе;

    • заключений государственной экспертизы условий труда;

    • журнала регистрации государственной экспертизы условий труда;

    • и других решений, уведомлений, заявлений, писем-уведомлений, представлений.

  3. «Об утверждении рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2021 г. № 894).

    С 1 марта 2022 г. вводится новая статья ТК РФ, предусматривающая право работника получать актуальную и достоверную информацию об условиях и охране труда, о существующих профессиональных рисках, о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов, о полагающихся гарантиях, компенсациях и СИЗ, о видео-, аудио- или иной фиксации рабочих процессов.

    Минтруд разработал рекомендации по размещению работодателем соответствующих информационных материалов.

    В числе возможных способов информирования: рассылка по электронной почте, проведение онлайн-опросов, телефонных интервью и собеседований, размещение на внутреннем корпоративном веб-портале или веб-сайте работодателя.

  4. «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2021 г. № 772н, зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2021 г. N 66015).

    Перечень правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности. Правила (стандарты) по охране труда должны содержать требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ работодателем (уполномоченным им лицом). Инструкции по охране труда должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником (исполнителем).

    Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и, исходя из оценки уровней профессиональных рисков, вправе устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Правила (стандарты) и инструкции по охране труда должны поддерживаться в актуальном состоянии и соответствовать производственным процессам работодателя, организационным или структурным изменениям.

    Приказ действует до 1 марта 2028 года.

  5. «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2021 г. № 774н, зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2021 г. N 65987).

    На период с 1 марта 2022 г. до 1 марта 2028 г. установлены требования к организации безопасного рабочего места.

    Например, если работать приходится в основном стоя, то обеспечивается возможность присесть во время работы. Использование рабочих поз в положениях «лежа», «на коленях», «на корточках» минимизируется.

    Машины, механизмы, производственное оборудование, являющиеся источником травмоопасности, должны оснащаться защитными ограждениями и блокировками.

  6. «Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.01.2022 г. № 37).

    Как и в настоящее время, службу охраны труда рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения; рабочие места работников службы рекомендуется создавать в отдельном помещении с оснащением современным оборудованием; для выполнения некоторых функций службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) рекомендуется предусматривать организацию кабинета по охране труда и (или) уголка по охране труда.

    Рекомендуемая нормативная численность работников службы представлена в виде таблиц, выражающих зависимость нормативов от одного или нескольких наиболее существенных для каждой из функций факторов, которые оказывают основное влияние на трудоемкость выполняемых работ.

    Приводятся основные должностные обязанности работников службы, которые рекомендуется учитывать работодателю при определении численности работников. Если на работников службы возлагаются дополнительные обязанности, суммарную рекомендуемую численность сотрудников следует увеличивать на единицу.

    В приложении приводится пример расчета численности работников службы охраны труда. Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» признается утратившим силу.

  7. «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.12.2021 г. N 796).

    Рекомендации разработаны в целях оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками, как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований:

    • правил по охране труда;

    • методических рекомендаций по учету микротравм;

    • положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве;

    • примерного положения о системе управления охраной труда;

    • требований к организации и безопасному содержанию работ;

    • иных федеральных норм и правил в области охраны труда.

    Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе метода оценки уровня профессиональных рисков, краткое описание применяемых в Российской Федерации и зарубежной практике методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы выбора метода оценки уровня профессиональных рисков, а также примеры оценочных средств.

  8. «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов и классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев» (проект).

  9. «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» в части совершенствования оказания государственных услуг и цифровой трансформации» (проект).

    С целью сокращения сроков для реализации специальной оценки условий труда законопроектом предлагается оформлять в электронном виде отчет о результатах специальной оценки условий труда с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (ч. 2 ст. 15 законопроекта) и сертификатов экспертов, которые проводят спецоценку условий труда (ч. 1 ст. 20 законопроекта). Также, предусматривается установление электронного взаимодействия между специализированной организацией, осуществляющей спецоценку условий труда, и Минтрудом России в части обязательной передачи информации о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (с указанием исключенных вредных и опасных факторов трудового процесса) и изменения состава экспертов у такой организации (ч. 1.2 ст. 19 законопроекта).

    Кроме того, изменениями предлагается установить запрет на рассмотрение Минтрудом России разногласий по проведенной экспертизе качества спецоценки условий труда и ее результатов в случаях, когда по указанной экспертизе уже принято и опубликовано решение суда или по отчету спецоценки, утвержденного более чем за 2 года до начала проведения экспертизы качества спецоценки условий труда. В действующей редакции Закона № 426-ФЗ таких условий не устанавливается.

    Также, предлагается дополнить сведения о результатах проведения специальной оценки в отношении работодателя, которые вносятся в информационную систему учета, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Закона № 426-ФЗ, результатами оценки профессиональных рисков работодателя. Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, для реализации указанного положения необходимо разработать и утвердить порядок сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработать функционал информационной системы учета результатов проведения спецоценки условий труда.

  10. «Об утверждении перечня вредных производственных факторов на рабочих местах, на которых по результатам проведения специальной оценки условий труда установлены вредные условия труда и при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты, в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов» (проект).

  11. «Об утверждении перечня видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, а также норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания» (проект).

  12. «Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.09.2021 г. N 629н, зарегистрировано в Минюсте РФ 25.11.2021 г. N 65973).

  13. Содержит конкретные предельно допустимые массы груза (включая массу тары и упаковки) по видам работ.

  14. «Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 650н, зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2021 N 66145).

    Положение разработано с целью организации совместных действий работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сохранению здоровья работников.

    Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профсоюза или иного представительного органа работников и является составной частью системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда.

    Документом также определены задачи и функции комитета, его права и порядок работы.

    Приказ Минтруда России от 24 июня 2014 года N 412н, изданный для регулирования аналогичных вопросов, признан утратившим силу.

    Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года.

  15. «Об утверждении примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2021 г. № 771н, зарегистрировано в Минюсте России 03.12.2021 N 66196).

    Среди мероприятий в том числе:

    • проведение специальной оценки условий труда, выявления и оценки опасностей, оценки уровней профессиональных рисков, реализация мер, разработанных по результатам их проведения;

    • внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;

    • обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников.

    Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н.

    Всего 33 пункта инициатив, которые помогут повысить уровень ОТ на предприятии.

  16. «Об утверждении порядка разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (проект).

    В том числе, документ поясняет:

    • что относится к нормативным правовым актам;

    • кем разрабатываются;

    • то, что они направляются в Минтруд, и издаются там;

    • условия для внесения изменений.

  17. «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.09.2021 г. № 632н).

    С 1 марта 2022 года в ТК РФ, наряду с понятием несчастный случай, закрепляется понятие микроповреждение (микротравма). Под микротравмами предлагается понимать ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения работников и иных участвующих в производственной деятельности работодателя лиц, полученные ими при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Начиная с указанной даты, работодатели будут обязаны осуществлять учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к получению работниками микротравм. Основанием для производства таких действий будет являться обращение пострадавшего лица к своему руководителю или непосредственно к работодателю.

    Введение обязанности работодателей по ведению учета микротравм позволит искоренить практику игнорирования работодателями фактов получения работниками микроповреждений, что впоследствии может приводить к их более серьезному травмированию.


Запрет на работу в опасных условиях труда

Важнейшее нововведение касается опасных условий труда: с 1 марта 2022 года вводится запрет на работу в таких условиях (ТК РФ дополняется соответствующей ст. 214.1). У работодателя появится обязанность приостанавливать работы на рабочих местах, условия труда на которых отнесены по результатам спецоценки к 4-му классу опасности (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

В период такой приостановки работники либо не будут работать (средний заработок за ними при этом должен сохраняться), либо могут переводиться на другую работу с оплатой не ниже среднего заработка по прежней работе (по правилам ст. 216.1 ТК РФ). Срок приостановки будет зависеть от того, как быстро работодатель сможет устранить основания, послужившие установлению опасного класса условий труда. Их устранение должно будет осуществляться на основе специально разработанного и утвержденного плана мероприятий, копию которого работодатель будет обязан направить в территориальную инспекцию труда.

После реализации запланированных мероприятий должна будет проводиться внеплановая спецоценка условий труда на признанных опасными рабочих местах. Если ее результаты подтвердят снижение класса условий труда, работа сможет возобновиться. Если же снизить класс условий труда работодателю не удалось, он должен будет предложить работникам другую работу, так как эти рабочие места ликвидируются, а соответствующие должности сокращаются. В связи с этим, руководитель Роструда советует всем работодателям, у которых есть рабочие места с опасными условиями труда, уже сейчас провести необходимые для снижения класса опасности мероприятия, чтобы спокойно работать после 1 марта 2022 года.

Новые правила обучения по охране труда в 2022 году

С 1 сентября 2022 года начнут действовать новые правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда. Правила утвердили постановлением Правительства от 24.12.2021 г. № 2464.

В новых правилах прописали пять видов обучения.

  1. Обучение по ОТ у работодателя или в организациях, которые оказывают услуги обучения по ОТ. Периодичность для руководителей, специалистов, комиссий, а также работников, на которых воздействуют вредные или опасные производственные факторы, опасности, идентифицированные в рамках спецоценки и оценки профрисков, – один раз в три года. Для работников, которые выполняют работы повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования, – один раз в год.

  2. Обучение применению СИЗ. Периодичность – один раз в три года.

  3. Обучение оказанию первой помощи пострадавшим. Периодичность – один раз в три года.

  4. Стажировка на рабочем месте.

  5. Инструктаж по охране труда.

  6. Обучение по охране труда

    Первичное обучение по охране труда для работников нужно будет проводить не позднее 60 календарных дней после приема на работу. Сейчас они проходят обучение в течение первого месяца после приема на работу.

    В учебных центрах проходят обучение руководитель организации, руководители филиалов организации, комиссия по проверке знания требований охраны труда, лица, проводящие инструктажи по охране труда и обучение требованиям охраны труда, специалисты по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов и лица, назначенные для проведения проверки знания требований охраны труда на микропредприятии.

    С 1 марта 2023 года все работники, которые прошли обучение по охране труда, попадут в специальный реестр, который будет вести работодатель или образовательная организация.

    Разрешили проводить обучение и проверку знаний дистанционно. Для этого нужно обеспечить работников нормативными документами, учебно-методическими материалами и электронными учебными курсами. Кроме того, нужно организовать обмен информацией между обучающимися и преподавателем через систему электронного обучения и участие обучающихся в интернет-конференциях и вебинарах.

    Работодатель может освободить от первичного инструктажа некоторых работников. Для этого утвердите перечень профессий и должностей, освобожденных от прохождения первичного инструктажа. В перечень включите сотрудников, у которых безопасные условия труда и которые работают в офисе, и их трудовая деятельность связана с небольшим количеством опасностей. Таким работникам не нужно будет проводить повторные инструктажи.

    Инструктажи

    Все виды инструктажей на рабочем месте проводят непосредственные руководители работ.

    Вводный инструктаж нужно провести вновь принятым работникам, лицам, командированным в организацию и проходящим производственную практику.

    Разрешили освободить от первичного инструктажа на рабочем месте офисных работников, если у них оптимальные или допустимые условия труда. Перечень освобожденных работников утверждает работодатель.

    Повторный инструктаж по охране труда нужно будет проводить не реже одного раза в шесть месяцев.

    Целевой инструктаж нужно проводить, если работники выполняют работы:

    • повышенной опасности;

    • которые выполняются только под непрерывным контролем;

    • по нарядам-допускам;

    • на проезжей части автомобильных дорог или железнодорожных путях;

    • один раз, в том числе вне цеха, участка;

    • по уборке территорий;

    • по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

    Целевой инструктаж по охране труда при проведении конференций, семинаров, связанных с производственной деятельностью, на подконтрольной работодателю территории проводит организатор конференции, семинара или уполномоченный работодателем работник. При выполнении работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций инструктаж проводит руководитель работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в оперативном порядке.

    Стажировка

    Работодатель должен определить перечень работников рабочих профессий, которые проходят стажировку. В перечень включите работников, которые выполняют работы повышенной опасности и прошли обучение безопасным методам и приемам выполнения таких работ.

    Стажировку нужно проводить по программам стажировки с отработкой практических навыков выполнения работ с использованием знаний и умений, которые работники получили в рамках обучения по охране труда. Минимальная продолжительность стажировки не должна быть менее двух смен.

    По новым правилам нужно проводить периодические стажировки в виде регулярных тренировок или учений. Это касается отдельных видов работ, например спасательных работ. В состав тренировок включите закрепление практических навыков использования СИЗ. Периодичность и содержание стажировок определите в рамках СУОТ.

    Программы обучения по охране труда

    В правилах закрепили требования к программам обучения. Их нужно будет разрабатывать с учетом СОУТ и оценки профрисков.

    В программы нужно включить практические занятия. В занятия включите отработку практических навыков безопасного выполнения работ не менее 25 процентов часов. В программах обучения работников использованию СИЗ и оказанию первой помощи – не менее 50 процентов часов.

    Программы разработайте по примерным темам обучения, которые приложили к правилам. Минимальная продолжительность программ обучения:

    • безопасным методам и приемам выполнения работ по общим вопросам охраны труда и функционирования СУОТ – 16 часов;

    • безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных или опасных производственных факторов по результатам СОУТ – 16 часов;

    • безопасным методам и приемам выполнения работ, если есть опасности по результатам оценки профрисков, – 16 часов;

    • оказанию первой помощи пострадавшим – 8 часов.

    Продолжительность программ обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности нужно учитывать по НПА с государственными нормативными требованиями по охране труда.

    Если работник проходит обучение по нескольким программам, то продолжительность обучения суммируется и не должна быть меньше 40 часов. Причем, в эту продолжительность не включается обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности с дополнительными требованиями по обучению, а также обучение использованию СИЗ и оказанию первой помощи пострадавшим.

    Особенности обучения в микропредприятиях

    Работодатели микропредприятий могут проводить обучение по охране труда, первой помощи и использованию (применению) СИЗ через инструктажи на рабочем месте. Чтобы провести проверку знаний, такие работодатели должны назначить ответственного работника. Формировать комиссию по проверке знаний требований охраны труда не нужно.

    В правилах разрешили совместить вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте. Их можно проводить вместе и результаты фиксировать в одном документе, например в журнале инструктажей. Проводить все инструктажи по охране, кроме целевого, должен СОТ или ответственный работник.

Последние события